Фотовыставка гравюр Альбрехта Дюрера в Эрмитаже (часть I)
Все фотографии сделаны мной. Я сознательно оставил портфолио на гравюрах, что бы увидеть все неровности и оттенки на бумаге прошедших веков. Так же мне всегда хотелось увидеть реальный размер гравюр и для меня было удивлением, что многие работы художника оказались не более половины стандартного листа А4.
Само описаний и пояснения гравюр художника заимствовал из интернета, книг и выставки в Эрмитаже.
Адам и Ева, Меланхолия, Рыцарь смерть и дьявол, Святой Иероним в келье, Святой Евстафий
Адам и Ева 1504 г. 24,7х19,1 см
Вокруг Адама и Евы художник изобразил несколько важных деталей. Четверо животных — это четыре типа темперамента. Кошка — холерик, склонный к гордыне и гневу. Кролик — сангвиник, подверженный похоти. Бык — флегматик, чьи грехи — чревоугодие и уныние. Лось — меланхолик, жадный и вечно впадающий в отчаяние
Меланхолия 1514 г. 23,9х18,7 см
Меланхолию на гравюре олицетворяет женская крылатая фигура с венком из лютиков и водяного кресса на голове. Водяные цветы в старину считались лекарством от меланхолии, поскольку сама болезнь ассоциировалась с землей и сухостью.
Рыцарь, смерть и дьявол 1513г. 24.8х19 см
Образ рыцаря, изображенного Дюрером, ассоциируется с христианским воином, которого в 1501 году описал философ Эразм Роттердамский в сочинении «Руководство воина Христова». В нем автор призывал юношей не бояться опасностей и с верой в сердце идти вперед. Крепость на вершине горы в верхней части гравюры символизирует Царствие Небесное, то есть конечную цели пути христианина. В гриву и хвост рыцарской лошади вплетены дубовые листья — знак силы духа. Справа за спиной всадника крадется Дьявол с мордой кабана и тремя рогами. Слева едет Смерть, оживший мертвец в короне и саване. Она поднимает перед рыцарем песочные часы — напоминание о неизбежности конца и бренности всего земного. Единственный положительный герой-сопровождающий — пес, символизирующий верность.
Святой Иероним в келье 1514 г. 24,8х19,1 см
Существует легенда, что однажды в монастырь забрел лев. Все монахи в страхе разбежались, а Иероним заметил, что зверь хромает, подошел к нему и вытащил из лапы занозу. С тех пор лев всюду следовал за своим спасителем, что и изображает гравюра.
Святой Евстафий 1501 г. 35,5х26 см
Однажды на охоте, преследуя оленя, Плакид увидел между рогов оленя крест с распятием и услышал голос, призвавший его принять христианство. После этого он крестился и был назван Евстафием.